1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей дошкольного возраста
Воспитывать детей физически совершенными- значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействуют на детский организм. Гигиенические факторы включают в себя режим дня, сна, питания; гигиену одежды, обуви. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребенка.
Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его.
2. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния во время занятий являются физические упражнения. Физические упражнения повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности, поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки.
3. Физкультурная минутка как одна из форм физического развития детей дошкольного возраста
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.
4. Цели проведения физкультурной минутки
•повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;
•обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Исходя из этого, для физкультминутки составляется комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующий дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.
5. Дополнительные задачи физкультминуток
•можно использовать для тренировки прямого и обратного счёта (например, физкультминутка с чудо-ковриком).
•приобщение к народному фольклору, нравственно-эстетическому поведению (например, танцевальные физкультминутки).
•приобщение к дружелюбным отношениям в коллективе, совместным играм.
Для этого детям предлагаются физкультминутки в виде игр, танцев, потешек, стихов.
6. Виды физкультминуток
Физкультминутки бывают шести видов:
•гигиенические, оздоровительные (ноги и руки в движении).
•гимнастика для глаз (движение глазами).
•танцевальные (произвольные) под музыку и песню.
•ритмические (под счет) физкультурно-спортивные.
•двигательно-речевые (инсценировка стихов).
•подражательные («Попыхтим, как паровоз»).
7. Практические разработки физкультминуток.
1)Песня и танец матрёшек
Текст Движения
Мы матрёшечки,
Мы круглёшечки.
Щёчки пухленькие,
Сами кругленькие.
Хорошо поём,
замечательно,
Удивим гостей
обязательно.Поворачиваются то одним боком, то другим. Руки на поясе.
Касаются ладошками щёчек,
Обводят большой круг руками.
Поворачиваются то одним боком, то другим. Руки на поясе.
Разводят руки в стороны.
Руки на поясе.
2)Подвижная игра в «каравай»
Текст Движения
Как на (чьи-то) именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай!
Кого хочешь выбирай!
Центральный ребёнок говорит:
- Я люблю, конечно, всех,
Но (…Петю…или…Машу…по выбору) больше всех.Водят хоровод, держась за руки.
Поднимают руки вверх.
Опускают руки вниз.
Расходятся, как можно шире.
Сходятся к водящему, как можно уже.
Стоят и хлопают в ладоши.
Ребята слушают. Потом хлопают, смеются. Ведущий меняется. (Можно повторить игру несколько раз).
3)Развивающая игра про Машу «Вот, что я умею»
Текст Движения
Маша, ручки покажи
И ладошкой помаши.
Пальцы спрячем в кулачок.
Кулачок упрём в бочок.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Топнем правою ногой,
Покачаем головой.
Топнем левою ногой,
Покачаем головой.
Мы танцуем весело,
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот, что Маше нужно.Протягиваем ручки вперёд.
Машем руками.
Пальцы сжимаем в кулачок.
Ставим руки со сжатыми кулачками на бока.
Топаем.
Хлопаем в ладоши.
Топаем правой ногой.
Качаем головой в разные стороны.
Топаем левой ногой.
Качаем головой в разные стороны.
Делаем «фонарики». (Кисти поднимаем вверх пальцами и крутим ими, как будто ввинчиваем лампочку.)
4)Зарядка для глаз
Можно делать сидя.
Текст Движения
Сверху солнце,
Снизу травка.
Слева Вовка,
Справа Славка.
Буду с ними я играть,
Буду глазками моргать.Глаза вверх.
Глаза вниз.
Глаза влево.
Глаза вправо.
Закрываем глаза ладошками.
Моргаем глазами.
5)Физкультминутка на чудо-коврике
(коврик с изображением цифр – приложение 1)
Чудо-коврик есть у нас.
Этот коврик – просто класс.
Можно прыгать и играть,
Можно цифры повторять.
6)Подвижная игра «Мы пройдём и посчитаем»
1)Дети встают друг за другом перед ковриком, по одному проходят по коврику, наступая ногами на цифры в последовательности возрастания. Все хором перечисляют от 1 до 9, тренируя счёт. Игра повторяется несколько раз с ускорением темпа.
2)Дети встают друг за другом с противоположной стороны коврика, по одному проходят по коврику, наступая ногами на цифры в последовательности убывания. Все хором перечисляют от 9 до 1, тренируя обратный счёт. Игра повторяется несколько раз с ускорением темпа.
7)Подвижная игра «Четвероногие друзья».
1)Дорожка проходится на четвереньках. Дети руками закрывают цифры по порядку в последовательности возрастания. Все хором перечисляют от 1 до 9, тренируя счёт.
2)Дорожка проходится на четвереньках. Дети руками закрывают цифры по порядку в последовательности убывания. Все хором перечисляют от 9 до 1, тренируя обратный счёт.
8. Используемые материалы.
•Е.Бурак «Лучшие развивающие игры для малышей». – СПб.: Питер, 2014.
•Стихи автора работы Сизых Т.В.
•Народный фольклор.
Физминутки
Категория: Учебные пособия и литература / ЗОЖ (Здоровый образ жизни)
Просмотров: 1 055 | Автор: Елена1189 от
Теги: физминутки, средняя группа, зож, Конспект занятия, здоровый образ жизни
Просмотров: 1 055 | Автор: Елена1189 от
Теги: физминутки, средняя группа, зож, Конспект занятия, здоровый образ жизни