Цель: Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе; Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.
Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе.
Методы и приемы: наглядно – действенный, словесный, игровой, беседа, показ, объяснение, исследовательская деятельность, игра.
Оборудование: магнитофон, игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков. Оборудование для опытов: штатив, колба, горючее, земля, стекло; цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, занятие «Создание календаря погоды», опыты с водой; первое знакомство с путешествием водяной капельки.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжим с вами играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Осадки». Например, ваша любимая Каркуша прислала письмо с вопросом: «Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки». А вот еще одно письмо, кажется оно от Фили: «Невозможно высунуть нос из конуры, все снег да снег. Откуда он только берется?»
Давайте сделаем свой первый научный вывод, ответив на вопрос:
«Чье из этих писем задержалось, а какое пришло во время?» (ответы детей)
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Каркуша писала письмо осенью, а филя зимой.
Воспитатель: так как Каркуша давно ждет ответа, я решила пригласить ее к нам. Пусть услышит все сама и посмотрит наши опыты.
Появляется Каркуша: «Здравствуйте, ребята! Я так спешила! Я так спешила!
Надеюсь, ничего не пропустила?»
Воспитатель: Каркуша! Ты как раз во время, усаживайся, пожалуйста, и слушай внимательно. Но сначала выслушай один совет:
- Ребята! Какой нужно дать совет Каркуше, чтобы не промочить крылышки?
- Взять зонт, посмотреть в окно, послушать прогноз погоды, одеться по погоде, - ответили дети.
Воспитатель: «Кто мне ответит, что определяет нашу погоду в течение дня?»
(солнце, воздух, вода)
- Что дает солнце? (тепло, свет)
- Что происходит с воздухом? (он перемещается и получается ветер)
- А что делает для погоды вода? (образует облака, дарит дождь и снег)
- Как одним словом можно назвать эти погодные явления: дождь, снег, град, туман? (осадки)
Воспитатель: «Сейчас я вам покажу схему превращения воды в осадки»
(Показ с пояснением круговорота воды в природе)
- Теперь, дорогие мои юные ученые, мы переходим к практической части. Я покажу, как приблизительно происходит появление дождя, испарение влаги с земли. Для опыта я беру влажную землю, вместо солнца я ее подогрею огнем и мне нужно холодное стекло, оно будет служить облаком. Земля нагревается в этой колбе, расположенной на штативе, из земли поднимается влага в виде пара в вверх, т.к. пар очень легкий. Он начинает оседать на стенках колбы, а некоторые добираются до стекла- облачка в котором уже много капель пара, их становится слишком много, они остывают, превращаются в капли и падают вниз. (Все сообщение сопровождается показом)
- Очень быстрое превращение воды в пар вы могли наблюдать дома на кухне. Кто догадался, что я имела в виду? (Кипение воды, оседание пара на крышке кастрюли)
- На самом деле, на Земле процесс образования облаков происходит медленнее, на все движение капель воды, пара нужно время. Давайте понаблюдаем за испарением воды из почвы, которую мы с вами сами и получили (длительный эксперимент, проведенный ранее). Наш перегной влажный. Мы его рыхлим, и чтобы пар не улетел незамеченным накроем емкость пленкой. Поставим в теплое место и первые капли мы увидим не так быстро, а возможно только вечером (все действия сопровождаются показом).
Еще в одном сосуде поместим снег и так же накроем пленкой. Снегу понадобится время, чтобы растаять и превратиться во что? (Воду)
А вода должна нагреться и начать испаряться, и превращаться во что? (Пар)
На это тоже понадобится время.
Воспитатель продолжает:
- На что у нас понадобится мало времени, так это на игру. Я буду облаком. Вы капельки пара, которые будут по очереди подниматься с земли к облаку. Я попытаюсь вас всех принять и обнять или хотя бы коснуться. И так, начинаем…
Наступает момент, когда у воспитателя не хватает рук принять всех детей, и остается только менять их местами, отправлять обратно.
- Вот так и в облаках, пар соединяется, превращается в капли воды, им становится тесно и тяжело и они начинают отрываться и падать. Так начинается дождь (Дети садятся).
- Дети! Хотите, я вас научу, как по облакам узнать о погоде? Смотрите, какие бывают облака (Показ).
- Это кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.
Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.
Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик. Тучи – дождевые облака серого цвета с рваными краями. У некоторых бывает белая верхушка, такие тучи сулят грозу.
- Теперь ребята посмотрите на вот этот пейзаж, картину художника. Что он написал?
- Небо, облака.
- Вы заметили, какого они необычного цвета? Кто из вас видел такие облака?
Это было днем или вечером, а может утром или ночью?
Дети высказывают свои предположения, наблюдения.
- Почему облака меняют свой цвет утром и вечером, я вам сейчас расскажу и покажу.
Дети переходят за рабочие места в «лаборатории»
- Представьте, что у вас в стаканчике кусочек белого облака. Посмотрите, это действительно так? А фонарик- это луч солнца. Мы наблюдаем такие облака днем, когда лучи солнца светят на облака сверху. Включите фонарики и направьте луч сверху. Что вы наблюдаете?
Дети описывают наблюдения. Замечают, что цвет не изменился.
- Но солнце всходит и заходит, и лучи светят с другой стороны. Теперь вы можете изменить цвет своего облачка, направив на него луч с нужной стороны.
Дети выполняют действия. Замечают изменения.
- Выключите фонарики. Давайте сделаем научное утверждение. Когда солнце садится и встает, облака меняют свой белый цвет и становятся нежно-розовыми. Чтобы вы не забыли результат эксперимента, зарисуйте вот такую схему в своих научных дневниках.
- На этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о воде. Все были умницами и умниками, настоящими юными учеными. Всем спасибо!
Список используемой литературы:
1.Детская энциклопедия, Издательство «Росмэн», 1994г.
Пояснение автора:
У каждого ребенка есть тетрадь или «Научный дневник», где ведутся все его личные наблюдения, и результаты экспериментов на занятиях, в лаборатории. Данный конспект занятия может являться ориентиром для составления схем последующих занятий из цикла «Мир природы».
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Осадки»
Категория: Методическая копилка / Конспекты, доклады, консультации, картотеки
Просмотров: 798 | Автор: rechil от
Теги: погода, осадки, Конспект познавательного занятия, Конспект занятия, природа, Природные явления, старшая группа
Просмотров: 798 | Автор: rechil от
Теги: погода, осадки, Конспект познавательного занятия, Конспект занятия, природа, Природные явления, старшая группа