Рисуем пластилином. Приёмы размазывания и надавливания


Работа ребёнка с пластилином предоставляет большие возможности для развития и обучения. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение ребёнка, формируются и развиваются навыки ручного труда, ребёнок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребёнок учится планировать свою работу и доводить ее до конца.
Традиционно считается, что занятия лепкой можно начинать лишь по достижении ребенком определенного возраста. Ведь лепка поделок довольно непрост, требует с одной стороны, сложных манипуляций с большим объемом пластичного материала, а с другой — тонких действий с мелкими деталями. Кроме того, при создании такой поделки необходимо распланировать этапы работы, нужно терпение и время.
Маленький ребёнок в силу своих возрастных особенностей не способен сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время.
Однако, несмотря на эти трудности, занимаясь с малышами, не следует отказываться от работы с пластилином. Если ребёнку предлагать простые картинки и поделки, вполне доступные его пониманию и не требующие много времени для выполнения, лепка может стать одним из любимых занятий малыша. Предлагаю вам познакомиться с приёмами размазывания и надавливания пластилина для создания простых пластилиновых картинок вашими малышами.
Помните: работать сосредоточенно, не уставая, ребенок второго года жизни может 7—10 минут, ребенок третьего года жизни — 10—15 минут.

Материалы и инструменты:

• мягкий пластилин ярких цветов;
• основа для картин;
• разноцветный матовый картон, бархатная бумага пластилиновая основа (пластилин размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутая на картон;
• ножницы, клей и др.
• для обыгрывания сюжета картинки можно использовать пластмассовые и резиновые игрушки.

Используемые приемы лепки
Скатывание (1-й способ) — формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.
Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
Создаём пластилиновые картинки
Методика работы. Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми очень быстро. Чтобы малыш быстро усвоил новый навык, необходимо ему помочь. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении.

Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево во (для левой руки). В дальнейшем малыш уже раскладывает готовые шарики в нужные места картинки и размазывает их самостоятельно.
Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с указательного пальца ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибаться, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапала пластилин ногтем.
По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно.
Как подготовиться к работе? Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место. На стол следует постелить клеенку, а ребёнку надеть специальный клеенчатый фартук и нарукавники или халат с рукавами на резинке. На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки).
Сначала предложите ребёнку для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем - шарики разных цветов, далее - маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков.
Что размазывать? Для работы подберите нетоксичный пластилин чистых цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. Дайте малышу возможность попробовать в работе разные виды пластилина, отличающиеся структурой, цветом и другими характеристиками.
На чем размазывать? В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани.

Как выбрать сюжеты для пластилиновых картинок? В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей.

Как организовать развивающее занятие?

• Взрослый должен сидеть за одним столом с ребёнком, чтобы иметь возможность помочь ему.
• На первом этапе продолжительность занятий составляет около 10—15 минуту постепенно время их проведения можно увеличить.
• Во всех пластилиновых картинках должен присутствовать сюжет.
• Чтобы закрепить навыки ребёнка, повторяйте один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях.
• Занятия следует проводить в виде игры, сопровождая процесс работы с пластилином комментариями. Это могут быть стихи, загадки, беседы, пальчиковые игры по сюжету картинки.

Готовые шаблоны с сюжетами для пластилиновых картинок. Ребёнок не всегда в состоянии представить себе сюжет будущей картинки мысленно. Поэтому взрослый вполне может предложить ребёнку заготовку для пластилиновой картинки, на которой с помощью точек (или кружочков) и линий нарисован сюжет будущей картинки.
Практика показала, что готовые сюжеты для пластилиновых картинок надолго удерживают интерес ребёнка к работе, развивают эстетический вкус, фантазию, повышают уверенность малыша в своих силах в результате быстрого создания законченных сюжетов.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!




Прикрепления: Картинка 1
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.