Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным, при построении воспитательно – образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии:

•личностно-ориентированную,
•технологию уровневой дифференциации,
•игровую технологию,
•технологию проектной и исследовательской деятельности,
•здоровье-сберегающие технологии,
•технологии ТРИЗ – РТВ
•нетрадиционные техники рисования с детьми.

Они позволяют реализовать поставленные образовательные цели при помощи совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения.

Особое внимание обращаю на личностно – ориентированный подход в воспитании ребёнка, направленный на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Образовательные технологии: личностно-ориентированную, технологию уровневой дифференциации, игровую, технологию проектной и исследовательской деятельности, здоровье-сберегающие технологии, технологии ТРИЗ – РТВ и нетрадиционные техники рисования – органично встраиваются в воспитательно – образовательный процесс и используются мною в организации организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Применяя в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, я ставлю в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организую воспитательно – образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) в воспитательно-образовательном процессе для меня - это ключевое звено, коммуникативная основа личностных отношений воспитанников в коллективе. Данная технология концентрирует к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся способности и возможности, нравственные потенциалы свободы и справедливости, добра и счастья. Моя цель - это разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Данные технологии реализуют личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании дошкольников, обеспечивают формирование ключевых компетентностей воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Дети учатся ориентироваться в символических изображениях и производить преобразовательные мысленно-практические эксперименты с вещами, делать выводы, обосновывать свои суждения, моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

Так как данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, индивидуальности ребенка, я использую такие игры для установления контакта, как: «Знакомство», «Чей голосок?», «Назови ласково», «Психологический этюд», «Комплимент», «Улыбки», пальчиковые гимнастики.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно – ориентированный подход в общении, а именно, планирую занятия, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии уровневой дифференциации делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

В результате практического применения личностно - ориентированных технологий в своей практике, я имею возможность (самое главное): построения индивидуального образовательного маршрута моих воспитанников.

Применения личностно - ориентированных технологий дают свои положительные результаты:
•воспитывают толерантное отношение к личности ребенка;
• формируют базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка;
• выстраивают между воспитателем и ребенком партнерских отношений;
• повышают уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности.

Игровые технологии оказывают мне большую помощь в организации образовательной деятельности. В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

•игровые ситуации, во время образовательной деятельности и в режимные моменты применяю игрушки, персонажи пальчикового и кукольного театра, которые помогают решить поставленные задачи: научить зайчика умываться, помочь куколке найти друга, поросятам построить домик и т. д.;
•сюрпризные моменты, во время образовательной деятельности использую волшебный мешочек, одушевляю используемые предметы-заместители. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.

Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты (возможность спать в режимные моменты, играть с ней в течение дня), позволяет детям более легко адаптироваться к условиям ДОУ.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В своей работе я использую развивающие игры Б.Никитина «Сложи узор», «Уникуб», игры В.В.Воскобовича «Чудо соты», «Чудо крестик», «Пирамидка черепашка», «Фонарики», используем Палочки Кюизенера с различными игровыми заданиями «Выкладываем по образцу», «Улица разноцветных палочек», Блоки Дьенеша «Найди и разложи по форме», «Геометрические фигуры».

Также в своей работе использую большой выбор различных форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

В современном мире очень активно развивается технический прогресс. В связи с этим использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития. В своей практике я широко использую игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиа-технологий.

Применение интерактивных игр очень интересно дошкольникам.

Преимущество таких игр в том, что они способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий и выполнить задание. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, общая атмосфера доброжелательности позволяет привлечь внимание детей.

Использование интерактивной доски предполагает:
1.Наличие феномена удивления (редкое явление).
2.Раскрепощение детей (снятие напряжения).
3.Вариативность (выбор действий).
4. Интерактивность (взаимодействие между объектами).

Предлагаю вашему вниманию примеры нескольких интерактивных игр по ознакомлению с окружающим и формированию словаря старших дошкольников.

Первая игра называется «Переезжаем на новую квартиру». Цель игры состоит в том, что бы научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь. В ходе игры детям предлагается рассортировать предметы по коробкам (в зелёную коробку сложить посуду, а в голубую вещи: одежду и обувь), попросить детей быть внимательными и не путать внешне похожие предметы (платье-сарафан и т. д.).

Вторая игра называется «Различи цвета».

Цель следующей игры заключается в том, чтобы научить детей различать тёплые и холодные цвета и их оттенки, закрепить обобщающие слова: тёплые, холодные, закрепить в активном словаре их названия и упражнять в употреблении этих слов. Детям нужно составит два букета: один с цветами холодных цветов и оттенков, другой букет с цветками тёплых.

Занятия с детьми с использованием интерактивных дидактических игр помогают ребёнку испытывать радость познания, открывать новое. Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников и особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.

Знание здоровье-сберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития, помогает мне в организации оптимального двигательного режима, подвижных и спортивных игр, гимнастики, игрового массажа и др. Поэтому я изучила авторские подходы: технология, разработанной Сантаевой Т.С. «Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»; здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного, Ю.Ф.Змановского, Э.С. Аветисова; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой; «Играйте на здоровье!» Знакома с технологией Л.Н. Волошиной, которая основана на использование подвижных игр с элементами спорта, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.

Благодаря здоровье-сберегающему направлению в моей работе у воспитанников формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.

I группа здоровья - 10 детей.
II группа здоровья - 12 детей.

Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз («Как мы живём», «Раз поднялись», «Листики», «Ветер дует нам в лицо» и т. д), подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз («Паучок», «Гимнастика для глаз»,«Ёжик», «Задуй свечку»), занятия по ЗОЖ, самомассаж с детьми (массажёры, карандашики, колючие мячики), эмоциональные разминки ( «Солнышко» , «Зеваки» и т.д.),провожу недели «Здоровейка». Результатом моей работы стало повышение результативности воспитательно-образовательного процесса, укрепление здоровья, тем самым снижение уровня заболеваемости в группе.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровье-сберегающую технологию осуществляю в следующих формах:

• медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
• физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
• валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?», «Профилактика гриппа», и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья», недели здоровья, проект «Будь здоров!».

Технология исследовательской деятельности – это формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления.

Мои воспитанники – дети любознательные, стремятся узнать много нового и интересного. Именно эта технология помогает детям пополнить и укрепить их знания об окружающем мире.

С помощью исследовательской деятельности работая с детьми 5-7 лет, я использую:
- наблюдения (наблюдение «Сирень весной», наблюдение «Ящерица на солнце»).
-Опытно-экспериментальная деятельность («Весенняя посадка лука», «Нахождение пульса»).
-Трудовые поручения.

Внедряя в свою педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
•выявление талантливых детей;
•активизацию воспитательного процесса;
•формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску;
•формирование навыков публичного выступления.

Технологии проектной деятельности в группе реализуются ребенком совместно со мной. Данная технология помогает мне формировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Поэтому при организации работы над творческим или исследовательским проектами я предлагаю воспитанникам решить проблемную задачу, проводя исследование или эксперимент.

За время моей работы в старше - подготовительной группе мною были разработаны и реализованы следующие проекты:
- краткосрочный здоровье-сберегающий проект «Быть здоровым очень важно!».

Цель проекта: создание единого здоровье-сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и их родителей.

Сроки реализации проекта с ...... по .......г.

Проектом была предусмотрена ежедневная, систематическая, профилактическая работа с детьми по здоровье-сбережению.

В ходе проекта были проведены беседы, занятия, экскурсии, наблюдения.

Итогом проекта стала выставка детских рисунков «Спорт в моей семье».

- краткосрочный семейный проект, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Л. Барто.

Сроки реализации проекта с ...... по ........г.

Цель проекта: знакомство детей с творчеством А. Л. Барто, формирование у них устойчивого интереса к художественному слову, развитие творческих способностей. В ходе проекта были проведены беседы с детьми поучительного характера, знакомство с творчеством поэтессы, оформлена книжная выставка.

Итогом проекта стала выставка детско-родительских рисунков «Дорога в детство».

Проект «Бабочки нашей местности».

Сроки реализации проекта с ..........г. по .............. г.

Цель проекта – познакомиться с образом и поведением бабочек. Сформировать у воспитанников осознанное понимание значимости бабочки в жизни растений, развивать умение педагогов внедрять в образовательный процесс новые формы взаимодействия с детьми и родителями, вовлекать родителей в творческую жизнь группы.

В группе организовано оформление по проекту «Бабочки», создана коллекция для рассматривания. Задействовала в проекте родителей воспитанников.

Итогом проекта был досуг «Насекомые нашего участка».

В программе ООП ДОУ главной задачей развития речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи и освоение форм речи – рассуждения: объяснительной, речи – доказательства, речи – планирования. Значимой опорой в решении этой задачи стала для меня технология ТРИЗ - РТВ (Г. Альтшуллер). Почему именно эта методика? Понятно, что любое умение решать задачи связано с умением освобождаться от рамок, границ, стереотипов мышления. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями, поиском выхода из различных ситуаций, а продуктом этой деятельности является мыслительный процесс, в ходе которого дети учатся словами передавать все мыслительные операции, происходящие в процессе решения творческой задачи. Все это и стимулирует развитие речи – рассуждения и ее форм, т.е. решается основная задача развития речи старших дошкольников.

В своей работе по развитию речи и не только, я практикую следующие методы ТРИЗ-РТВ:

•«Мозговой штурм»: для развития связной речи широко использую этот метод, т.к. он позволяет детям высказывать свое мнение, аргументировать его, учит детей выслушивать других, давать оценку другим. Предлагаю детям разные темы: по хорошо известным сказкам (спасение Колобка от Лисы, Красной Шапочки от Волка), по бытовым проблемам (как выбраться из комнаты, если тебя закрыли, чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши). Провожу такие занятия, как: «Дом для Жирафа», «Рыбаки и море», «Мяч и лужа», «Почему моряки в тельняшках ходят».

•Метод фокальных объектов: при этом методе мы с детьми экспериментируем с тем, что получится, а затем совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого объекта. С помощью этого метода я учу детей придумывать сравнения, загадки, метафоры. Использую его как индивидуально, в свободное время с подгруппой детей, так и как отдельный элемент на занятиях.

•При сочинении сказок или историй применяю «Типовые приемы фантазирования». Сначала анализируем с детьми сказки, где они используются («Репка», «Дюймовочка», «По Щучьему велению», «Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем ситуации на основе этих приемов. Игра «Хорошо – плохо» - очень распространенный прием. Стараюсь использовать его практически ежедневно. Эта игра вытекает из еще одного метода ТРИЗ…

•Метода нахождения и разрешения противоречий и сходства - это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на линейные, прогностические и собственно изобретательские. Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных – игра «Да - нет», «Волшебные поясок», с помощью которых я не только учу детей задавать вопросы, рассуждать, но мы отрабатываем употребление понятий «между, после, перед, слева – справа» и других. В работе используем картины с пейзажами, иллюстрации к сказкам и рассказам, учебные картины. Этот прием использую на занятиях по развитию речи, экологии, познавательному развитию.

Я работаю по программе “От рождения до школы»” и стараюсь комплексно изучать с детьми темы программы, и на эти же темы я также “нанизываю” элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Так, можно просто рассказывать детям о том, как звери готовятся к зиме, а можно построить это занятие с использованием технологии ТРИЗ-РТВ: подводить детей к самостоятельному выводу о том, что с наступлением холодов исчезает корм, поэтому и медведь, и ёж отправляются в спячку. А заяц меняет свою шубку, чтобы быть незаметным на снегу. Учу детей видеть положительные и отрицательные стороны одного и того же явления (зима: хорошо-плохо?). Такой подход позволяет развивать диалектическое мышление, видеть взаимосвязь вещей. Что особенно важно, дети самостоятельно выходят на решение своих маленьких проблем: как спасти зайца от лисы? Как помочь снеговику не растаять под теплым весенним солнышком? Как придумать необычный чудесный подарок для мамы? и т.д. Эти детские открытия находят практическое выражение в рисунке, лепке, аппликации.

Целью занятий с использованием технологии ТРИЗ-РТВ я ставлю: дать детям комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно, выделять противоречивые свойства объекта или явления (как хорошие, так и плохие). Умение обнаружить противоречие, а тем более разрешить его, может стать ключом к тайнам жизни, позволит малышу активно защищать свои жизненные позиции. Еще одна цель “тризовских занятий” – научить находить выход из сложной жизненной ситуации. И я надеюсь, что если ребёнок придумывает, как спасти зайца от лисы, то через десяток лет он и для себя найдет решение жизненно важной проблемы. Стараюсь сформировать у детей принципы самостоятельности мышления. Для этого знакомлю детей с системой, в которой устанавливается главное и второстепенное, определяется закономерность развития понятий и явлений, переход одной информации в другую, и устанавливается взаимосвязь между явлениями. Так говоря о смене времен года, обозначаем главную функцию – переход одной структуры в другую: “осени – в зиму”, и на этот стержень нанизываем все остальное : смену одежды, погоды, настроения и т.д.

В результате занятий с применением технологий ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

Художественное творчество – особенный вид деятельности. Современные технологии не могут заменить творчество воспитанников. Организую изо – деятельность в группе с использованием нетрадиционных техник рисования. Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей, а нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

При длительном рисовании, лепке провожу с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковые гимнастики. Мои воспитанники с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях по рисованию, лепке использую классическую и современную мелодичную спокойную музыку. Применение музыкального сопровождения поднимает настроение детей, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом. Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование мною элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т. д., все это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.

Считаю, что изобразительная деятельность должна занимать не второстепенное, а своё, почётное место среди других образовательных деятельностей.

Также в своей работе я активно использую метод портфолио, как средство социализации ребенка - дошкольника. Ведение портфолио не только является современной эффективной формой оценивания ребёнка, но и помогает решать мне такие важные педагогические задачи, как: поддержка мотивации ребёнка; поощрение его активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Я включили в практику работы с детьми старшей группы разные виды портфолио: портфолио достижений, портфолио по интересам. Работа по ведению портфолио помогло укреплению детско-родительских отношений.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития моих воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

Работая с детьми и их родителями, я пришла к выводу, что использование современных педагогических технологий в моей профессиональной деятельности необходимо, т. к. это даёт положительный результат:

-повышается общий уровень освоения основной образовательной программы воспитанниками группы №7 «Смешарики»;
-активно развиваются у моих воспитанников социально-коммуникативные навыки;
-я отмечаю развитие творческого, исследовательского и аналитического мышления у ребят старшего дошкольного возраста;
- наблюдается заинтересованность и включённость родителей в воспитательно- образовательный процесс.

В перспективе я планирую продолжать работу по использованию современных образовательных технологий в воспитании и образовании моих воспитанников.

Хочется отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. И только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Педагогом! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.