Проект: «Птицы – наши друзья» в первой младшей группе

Тип проекта: познавательно-речевой, творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность проекта.
Отсутствие у детей знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о наших пернатых друзьях. В современных условиях проблема экологического воспитания
приобретает особую остроту и актуальность. Перелётные птицы ежегодно оказываются в большой опасности в связи с сильными зимними холодами, морозами. Прилетев в родной край, они не нашли ни тепла, ни привычного для них корма. В этой ситуации большая
ответственность ложится на человека. В его силах помочь пернатым - построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить за наличием корма.
Беседа с детьми показала, что у детей скудные представления о названиях птиц, об их образе жизни, повадках, роли человека в жизни пернатых.
Анкетирование с родителями показало, что они недостаточно информированы и не всегда уделяют этой проблеме достаточно внимания. В результате мы поставили перед собой цель не только обогатить представления детей о пернатых, но и мотивировать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Цель проекта:
Способствовать формированию представлений о птицах, как о живых существах в природе (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов), помочь увидеть многообразие мира птиц, обеспечить ознакомление детей с понятием «прилёт птиц», как с одним из природных явлений весны.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Укрепить отношения между родителями, детьми и педагогами.
Задачи проекта:
Способствовать расширению представлений о птицах (названия, что делают: летают, поют, клюют, строят себе гнёзда-домики).
Способствовать обогащению представлений детей о перелётных птицах (грачи, скворцы и т. д): прилетают, добывают корм, выводят птенцов, заботятся о них.
Обогатить словарный запас.
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.
Содействовать развитию продуктивной деятельности, творческих способностей.
Содействовать воспитанию любви и заботливого отношения к пернатым.
Ожидаемый результат:
Дети: Узнают на картинках по внешнему виду птиц, называют их (голубь, воробей, ворона, синичка).
Знают, что некоторые птицы прилетают к нам весной (грачи, скворцы).
Оказывают помощь воспитателю в подкормке пернатых.
Наблюдают за изготовлением кормушек для птиц.
Совместно с воспитателями и родителями участвуют в творческой деятельности (рисовании, лепке, играх – имитациях и др.)
Родители: Повышение педагогической грамотности родителей.
Творческое взаимодействие с детьми и педагогами.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап.
1. Подбор методической и детской литературы по данной теме.
2. Подбор дидактических и наглядных пособий, настольно-печатных, дидактических игр.
3. Составление календарно-тематического планирования по теме: «Птицы – наши друзья».
4. Создание альбома «Птицы».
5. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Основной этап. Работа с детьми.
Познавательное развитие.
Познание предметного и социального мира: «Птицы в городе».
Задачи: Обеспечить ознакомление детей с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц (воробей, голубь, синица, сорока), способствовать развитию зрительного внимания, умения находить общий признак предметов, формированию предпосылок для развития логического мышления.
Наблюдение за птицами. Задачи: Помочь детям в ходе наблюдения находить ответы на вопросы об особенностях внешнего вида, передвижения птиц. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названиями птиц, частей тела.
Наблюдение «Озорные воробьи». Задачи: Побуждать детей к наблюдению за действиями птиц - прыгают, чирикают, перелетают с ветки на ветку, способствовать развитию любознательности, обеспечить запоминание названий птиц, обратить внимание на то, что птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.
Наблюдение за вороной. Задачи: Обратить внимание на особенности внешнего вида вороны, обеспечить ознакомление со строением тела птиц: голова, туловище, хвост, клюв, крылья, тело покрыто перьями, вызвать желание имитировать звук вороны, интерес к наблюдению за птицами.
Наблюдение за голубями. Задачи: Содействовать расширению знаний о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания (Как называют эту птицу? Какого цвета пёрышки у голубя? Какого голубь размера? Голубь — перелётная птица? Почему голубя называют почтальоном?).
Игра с фигурами «Домики для птиц». Задачи: Содействовать формированию представлений о форме, цвете и величине предмета (домика для птички), соотносить предметы по определённым признакам.
Д/и: «Чем похожи, чем отличаются». Задачи: Помочь найти сходство и отличие во внешнем виде синицы и воробья.
Д/и: «Разрезные картинки, пазлы «Птицы». Задачи: Способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Обеспечить развитие умения собирать целую картинку из частей и называть знакомую птицу.
Конструирование из геометрических фигур «Скворечник». Задачи: Вызвать желание построить скворечник для скворца, помочь выложить скворечник из геометрических фигур.
Конструирование: «Дом для птички». Задачи: Способствовать развитию конструктивной деятельности, обеспечить ознакомление с деталями строительного материала (кубик, кирпичик, призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом, поддерживать желание строить что-то самостоятельно, побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания.
Опытно-экспериментальная деятельность «Пёрышко утонет – или не утонет». Задачи: Способствовать формированию у детей навыка практического экспериментирования с пёрышком птицы.
Дидактическая игра «Найди пару». Задачи: Помочь детям найти двух одинаковых птиц, способствовать развитию внимания, мышления, речи.
Дид. упр.: «Собери птичку». Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия, помочь собрать птичку из геометрических фигур.
Речевое развитие.
Рассматривание иллюстраций: «Птицы» (Кто это? Почему вы решили, что это птицы? Что делают птицы? Птицы похожи друг на друга? Чем они отличаются? Покажите больших птиц? Покажите маленьких птиц? Покажите птицу, которую вы знаете, и назовите её. Что едят птички?) Задачи: Способствовать формированию представлений о птицах, об их многообразии. Активизировать речь детей.
Рассматривание альбома «Птицы». Задачи: Способствовать расширению знаний о разнообразии и отличительных особенностях птиц, обогатить словарь названиями птиц.
Беседа «Такие разные птицы». Задачи: Подвести детей к выводу о том, что птиц много, они все разные по величине, цвету оперенья, клювами и т. д., они едят разную пищу.
Беседа: «Для чего нужны птицы». Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением). Задачи: Вызвать желание общаться со взрослым, способствовать развитию диалогической речи.
Беседа с рассматриванием иллюстраций «Кто к нам в гости прилетел?» Задачи: Способствовать расширению представлений детей о птицах; побуждать внимательно слушать и наблюдать, содействовать развитию коммуникативных способностей.
Беседа «На шесте – дворец, во дворце – певец». Задачи: Обеспечить ознакомление детей с одним из вестников весны – скворцом. Показать детям разные домики – скворечники, которые люди делают для скворцов.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц в книгах. Задачи: Вызвать желание найти в книгах картинки с изображением птиц, помочь вспомнить название птицы, ответить на простые вопросы (кто это? что делает? и т. д.).
Рассматривание картины «Птица кормит птенцов». Задачи: Способствовать расширению знаний детей о поведении птиц весной, формированию доброжелательного отношения к природе.
Рассматривание картины «Грачи прилетели». Задачи: Обеспечить ознакомление детей с перелётными птицами (Грачи - вестники весны), помочь увидеть разницу между грачом и вороной, сравнить их.
Коммуникативная деятельность (развитие речи): Потешка «Сорока-белобока». Задачи: Обеспечить развитие умения вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, реагировать на обращение взрослого с использованием доступных речевых средств, содействовать запоминанию текста, побуждать к повторению за воспитателем стихотворных слов и к игре с пальчиками.
Рассматривание игрушки птицы. Задачи: Вызвать у детей желание рассматривать игрушки; упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов); активизировать словарь: клюв, крыло, лапки и т.д.
Артикуляционные упражнения по теме «Птицы». Задачи: Способствовать развитию речевого аппарата, формированию правильного звукопроизношения.
Чтение: стих-е А. Барто «Синица». Задачи: Помочь запомнить внешний вид синички, понять содержание стихотворения, поддержать познавательный интерес.
Рассказ «Воробей» В. Звягина. Задачи: Вызвать желание слушать авторские произведения, способствовать расширению знаний детей о воробьях, воспитанию любознательности.
«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С. Маршак. Задачи: Обеспечить ознакомление детей со стихотворением, предложить рассмотреть иллюстрации, назвать знакомых животных.
Стихотворение Е. Благининой «Журавушка». Задачи: Способствовать расширению знаний о птицах, напомнить о многообразии мира птиц, обеспечить запоминание названия птицы.
Стихотворение Н. Найденовой «Птичка». Задачи: Способствовать формированию доброго отношения к пернатым; вызвать интерес к художественному произведению.
Стихотворение М. Клоковой «Воробей с берёзы…». Задачи: Вовлечь детей в игровую ситуацию в процессе знакомства с творчеством М. Клоковой, вызвать эмоциональный отклик на сюжет стихотворения, реагировать на обращение взрослого с использованием доступных речевых средств, не оставлять вопросы без внимания.
Стихотворение З. Александрова «Новая столовая». Задачи: Побуждать детей к внимательному слушанию стихотворения, помочь запомнить названия птиц, которые прилетали на кормушку, вызвать познавательный интерес.
Рассказ Л. Н. Толстого «Варя и чиж». Задачи: Побуждать детей слушать и понимать художественное произведение без наглядного сопровождения, способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости, воспитанию интереса к окружающим природным объектам – птицам.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Веточка для птички».
Задачи: Обеспечить развитие умения правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, рисовать прямые линии, упражнять в умении промывать кисть.
Рисование: «Ягодки для птичек». Задачи: Вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования (пальчиками, ватными палочками), желание заботиться о птицах.
Рисование ладошкой: «Птичка». Задачи: Обеспечить показ возможности получения изображения с помощью отпечатков ладошек; вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; способствовать развитию восприятия.
Лепка: «Птички». Задачи: Способствовать формированию умения катать шарики круговыми движениями рук, соединять их между собой, развитию мелкой моторики рук, вызвать интерес к лепке.
Лепка из глины: «Вкусное угощение». Задачи: Вызвать интерес к лепке угощений для птичек, обеспечить развитие умения лепить шар круговым раскатыванием ладоней, пальцев, содействовать развитию чувства формы, мелкой моторики, координировать работу обеих рук, воспитанию аккуратности.
Пение песни «Птичка» муз. М. Раухверга, сл. А. Барто. Задачи: Способствовать развитию звуковысотного слуха, формированию потребности в музыке.
Игра на развитие слухового внимания «Узнай птицу по голосу». Задачи: Побуждать детей отгадывать птицу по пению, посредством аудиозаписи.
Конструирование «Домик для птички». Задачи: Вызвать желание построить домик из строительного материала, упражнять в умении устанавливать один кубик на другой, сверху класть призму.
Конструирование: «Зёрнышки для птиц из мозаики». Задачи: Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей; способствовать развитию мелкой моторики рук.
Игровое муз. упражнение: «Птички летают». Задачи: Побуждать детей слушать смену мелодии, изменять движения (на громкую музыку «птички летают», на тихую - «птички спят в гнёздышках»).
Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики». Задачи: Способствовать развитию звуковысотного слуха.
Слушание в аудиозаписи голосов птиц. Задачи: Обратить внимание детей на изменения в природе, послушать пение прилетевших птиц; содействовать развитию наблюдательности.
Физическое развитие.
П/и: «Птицы». Задачи: Побуждать выполнять игровые действия, ориентироваться в пространстве. Способствовать повышению подвижности плечевых суставов, укреплению мышц рук и спины, развитию выносливости, формированию правильного носового дыхания.
П/и: «Вороны». Задачи: Способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.
П/и: «Вот под ёлкою зелёной скачут весело вороны». Задачи: Способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.
П/и: «Птички в гнёздышках». Задачи: Побуждать детей выполнять бег со сменой темпа движения, действовать по сигналу, повышать двигательную активность, обогащать двигательный опыт.
П/и: «Воробушек и автомобиль». Задачи: Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (бег, ходьба и др.), содействовать расширению знаний о птицах.
П/и: «Воробьи и собачка», «Птички». Задачи: Обеспечить закрепление представлений о характерных движениях птиц; побуждать имитировать их голоса; упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой.
Социально-коммуникативное развитие.
Трудовые поручения: «Подкармливаем птиц». Задачи: Предложить детям покормить птиц, рассказать о важности этой работы, содействовать воспитанию бережного отношения к ним, стремление им помогать.
Дид. упр.: «Найди воробушка». Задачи: Упражнять в нахождении изображения воробья на картинках, побуждать к взаимодействию с воспитателем.
Игры с масками и шапочками птиц. Задачи: Побуждать детей к творческим театрализованным играм, поддерживать самостоятельность.
С-р игра: «Катя кормит птичек». Задачи: Упражнять в перенесении знакомых сюжетов в игру и передавать смысловые связи в ходе игровых действий, побуждать к применению предметов-заместителей (вместо зёрнышек - пластилиновые шарики, обрывки бумаги и т. д.).
Пальчиковая гимнастика: «Воробей». Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, обеспечить запоминание стихотворных слов.
Игровое упражнение: «Каких птиц мы знаем?». Задачи: Способствовать формированию представлений о птицах, развитию умения находить их по внешнему виду, воспитанию любознательности, содействовать развитию коммуникативных навыков.
Трудовые поручения: «Покажем птичке, какой у нас порядок». Задачи: Побуждать убирать игрушки после игры, приучать к аккуратности, содействовать воспитанию трудолюбия.
Режиссёрская игра: «Большие и маленькие птички». Задачи: Способствовать развитию коммуникативных умений, вызвать желание общаться со сверстниками.


Спасибо сказали (2):
ФрекенБок, lydimshik3
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.