Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А.
(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть — буква А).
В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А).
А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А).
А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А).
Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. Привести сюда друзей, В чьих названьях — А. — Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А). Для того чтобы начать игру, взрослому придется немножко подготовиться:
· отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),
· наклеить на них букву А,
· подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,
· если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
· приготовить деревянную или пластмассовую букву А или карточку с ее изображением.
Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса — положительная мотивация сформирована... И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А.
Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом — в конце, потом — в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например: «Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и ...?»
«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и ...?»
«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»
«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и ...»
Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Маленький комментарий. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них — развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков. Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали его в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.
Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стране. Другой, «схватывая все на лету», жаждет новых игр, приключений, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!.. (Стихи Д. Фролова):
С милым звуком Е:
«Живет в той сказочной стране
Спокойный, добрый, милый Е.
Он утром Ели объезжает
И все игрушки проверяет.
И мчатся с ним по веткам Ели,
Как по зеленой карусели,
«Медведь» и «Белочка», «Скворец»,
И «Лев» и даже... «Огурец»!
Но вот, друзья мои, беда —
Забыл другие он слова,
Где тоже есть наш милый Е.
Поможем мы его беде?»
С волшебником И
«На облаке мягком,
Что в небе парит,
Звук И, как волшебник,
Над миром летит...
Он счастье несет
И добра всем желает,
И где что рассыпалось,
Соединяет!
Он любит Индейцев,
Изюм и Икру,
И любит в песочке
Простую игру!
Он рад и с тобою
В песок поиграть,
Чтоб ты все слова
С звуком И мог назвать!»
(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение).
С бедным О
«В огромной, пустынной стране Лимпопо,
Живет одиноко прекрасный звук О.
Он сирота: ни друзей, ни реки,
Зачахнет звук О там один от тоски!
Что делать, ребята? Страну как найти?
Как бедный звук О поскорее спасти?
Отметим, что мы не даем последовательность изучения звуков, т. к. эту методику несложно найти в учебниках и пособиях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играм были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку. Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия «гласных» и «согласных» звуков.
Игра-сказка «Путешествие в страну «А»
Категория: Методическая копилка / Конспекты, доклады, консультации, картотеки
Просмотров: 1 816 | Автор: Симфония от
Теги: Консультации, конспекты, доклады
Просмотров: 1 816 | Автор: Симфония от
Теги: Консультации, конспекты, доклады
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок
ФрекенБок